Литературная гостиная

Сегодня мы отмечаем 138 годовщину со дня рождения великого поэта-земляка Николая Клюева

Имя олонецкого ведуна, воспевшего наши северные просторы, нашу русскую душу, в настоящее время широко известно. Его стихи, своеобразные, на первый взгляд сложные, несут особую энергетику, трогают сердце. Их, как и нашу милую неброскую природу, нужно услышать, постичь. До них нужно дорасти, к ним нужно прийти, почувствовать их притягательность, силу, мощь. Как сам песнопевец пришел к родным истокам… Помните эти строки?

Я пришел к тебе, сыр-дремучий бор,
Из-за быстрых рек, из-за дальних гор,
Чтоб у ног твоих, витязь-схимнище,
Подышать лесной древней силищей!

Вы спросите, зачем нам знакомиться с его творчеством? Поэзия «богатыря душой» излучает ту самую «древнюю силищу», которая для нас, рожденных и выкормленных той же многострадальной землей, имеет еще большее значение.
Знают ли, любят ли поэзию «певника розмыслом» земляки-потомки? Ежегодно уже в течение многих лет в районе проводятся Клюевские чтения, на которых встречаются любители и исследователи его поэзии, дети, а в этом году и взрослые, читают его строки на районных конкурсах, в городе работает музей Николая Клюева, на Красной горке установлен памятник «северной мистерии России», местные авторы посвящают ему свои строки.
Стихотворения наших земляков вошли в сборник «Венок Николаю Клюеву», в который включены обращенные к поэту произведения более 90 авторов. Вот как отзываются поэтические сердца земляков на творчество «кудесника русского Севера»


На Верхне-Пятницком погосте

Озябшая береза на угоре,
Развалины забытого погоста,
И по земле застылой ветер гонит
Охапки листьев, вдруг лишенных роста.

Крест-голубец, поклон приняв нижайший
От ходоков, пришедших помолиться,
То ль пред людьми, то ль пред свечой дрожащей
Вдруг надписи истертой застыдился:

Слезой холодной побежала влага
С креста к земле, затянутой бурьяном.
Ну почему ж не ведаем мы страха
Без божества, духовного изъяна?!

О, наша память с праздничным оттенком:
Мы навестим тот крест в дни юбилея,
Очистим холм от пересохших веток,
От поминальной водки опьянеем,

И вновь забвенье – до скончанья лета,
До осени, где затерялась дата
Рождения великого поэта
И без вины погибшего когда-то.

А на угоре чудеса вершатся:
В дни поклоненья криком журавлиным
Напомнит небо об онежском старце
Иль радугу раскинет над долиной.
Валентина КИСЕЛЕВА.


Непонятное — манит?

Земляки рассуждают

Сергей Байнин, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1 г. Вытегры»:
– Блок за год до начала переписки с Николаем Клюевым в 1907 году писал: «Где-то в тайгах и болотах живут настоящие люди, с человеческим удивлением в глазах; не дикари и не любопытные ученые этнографы, а самые настоящие люди… Когда-нибудь они придут и заговорят на новом языке». Безусловно, в Клюеве они увидели именно то самое «северное дитя». Вот только возникает вопрос: поняли ли современники Клюева, дождавшись его прихода? Понимает ли его человек XXI века?
Клюева читать непросто, его литературные образы и сравнения не всем понятны. Но тем он и интереснее. «Мы любим только то, чему названья нет, что как полунамёк, загадочностью мучит…», – писал сам поэт еще в начале своего литературного пути. Для меня Клюев – загадка. Клюев – необычный и удивительный ракурс на события первой трети прошлого столетия. Поэтому мне больше нравится его поздний период творчества: сложный, странный, непонятный, но такой философский, «тяжелый», запутанный, темный, как и само то время. Попробуйте на миг окунуться в повседневную жизнь этого человека через его поэзию, автобиографию, статьи и воспоминания современников, взглянуть на историю того периода (эпоха и сейчас вызывает много дискуссий!) глазами Николая Алексеевича. Останется ли она той же?

Светлана Шкарина, организатор КПЦ «Русская изба»:
– Для меня Клюев – уроженец земли Вытегорской, часть ее аутентичности, уникальности, ее изюминка, певец северной природы, которую мы все, здесь живущие, очень любим.

Татьяна Дьякова, библиотекарь:
– С начала 1980-ых и по сей день в Макачево проходят встречи с поэтами, писателями, исследователями и любителями творчества Клюева. За это время всё становится родным и близким.
Поэзия Клюева для многих непонятна, а я советую – не читайте ее «на бегу», второпях. Есть много прекрасных стихов у поэтов, воспевающих нашу природу, но разве у Клюева хуже – «пашни буры, межи зелены, спит за елями закат, камней мшистые расщелины влагу вешнюю таят»?

Елена Шинкарчук, заведующая отделом «Краеведческий музей» МБУК «Вытегорский объединенный музей»:
– Чтобы принять Николая Клюева, нужно просто почувствовать красоту его слова. Что конкретно поэт хотел сказать в каждом стихотворении, вряд ли кому-нибудь удастся до конца разобраться. Но это и необязательно, достаточно понимать его образ мыслей и слышать музыку стихов, тогда бездонный и чрезвычайно сложный мир Клюева постепенно приоткроется, хотя для этого нужно приложить определенные душевные и умственные усилия.

Людмила Бердникова, участник КПЦ «Русская изба»:
– Я познакомилась с Клюевым еще в школе, благодаря учителям Г. А. Хухаревой и Н. А. Митрошкиной. Мы читали стихи, разбирая все неизвестные нам слова. Окунаясь в мир того времени, наполняешься чем-то настоящим…