Можно было и уйти, но в итоге остался один

Николай Викторович 36-й год трудится в местном аэропорту. / Фото Екатерины Гудковой.

9 февраля свой профессиональный праздник в нашей стране  отметили работники гражданской авиации.

Именно в этот день, ушедшего в историю 1923 года, Советом Труда и Обороны РСФСР было принято постановление об организации воздушного флота. Для советских граждан открылся новый, неизведанный ранее мир, доступный, пожалуй, только птицам – воздушное пространство. Помимо панорамного вида, которое прорисовывалось из иллюминатора самолета, преимуществом перелетов выступала существенная экономия времени. Служебные командировки, путешествия, доставка почты и грузов, то, на что раньше тратились дни и недели, теперь занимало считанные часы и даже минуты!

Первым подобным отечественным авиамаршрутом стала воздушная линия «Москва – Нижний Новгород» длиной в 420 километров и продолжительностью в четыре часа.

А дальше больше – строительство авиационных заводов, исследовательских центров. Ускоренным темпом начала развиваться отрасль…

Вернемся в настоящее и переместимся на территорию нашего с вами, вытегорского аэропорта. Функционирует ли он вообще? Эта первая мысль, которая приходит в голову при упоминании воздушной гавани. Представьте себе, да. Правда, 5 лет назад он выведен из Госреестра гражданских аэродромов и передан на баланс Арктического спасательного учебно-научного центра «Вытегра» МЧС России и подвергся реконструкции.

Нынче аэродромный комплекс «Вытегра» относится к третьему классу, так как имеет искусственную взлетно-посадочную полосу протяженностью 1352 м и способен принимать воздушные суда массой не более 17,5 тонн. Например, такие, как Як-40, Як-52, Ан-2, Ан-3, Ил-112, Ил-114, Л-29, Л-39 и т. п., вертолеты и планеры.

Помимо взлетно-посадочной полосы, на территории комплекса располагается командно-диспетчерский пункт, предназначенный для визуального наблюдения, управления и контроля за воздушным движением, а также для организации нахождения троих членов экипажа.

Для персонала, выполняющего охранные функции, предназначен специальный контрольно-пропускной пункт с зоной ожидания для  пассажиров воздушного судна. На расстоянии вытянутой руки в модульном помещении человек сможет пройти зону регистрации, досмотра и ожидания вылета, что предельно комфортно.

Так выглядит действительность с перспективой использования комплекса для решения задач широкого спектра, начиная от оперативного реагирования на ЧС природного и техногенного характера на территории субъекта и до подготовки спасателей авиации.

А что же происходит сейчас на окраине города, в том самом комплексе? Кто в нём работает и за него отвечает?

Знакомьтесь. Инженер по горюче-смазочным материалам Николай Мартынов. На данном поприще он трудится уже пятый год, а общий трудовой стаж нашего героя ровняется без малого тридцати шести, и именно на этом месте. Да, менялись организационные формы, коллектив, изменению подверглась и техника, сменилась власть, но Николай Викторович остался неизменен своей, по истине, любимой работе.

Родился наш герой в с. Ошта и был средним из троих детей. Кем стать особо не задумывался: «Это сейчас молодежь знает, куда лучше поступить, к чему душа лежит, учебные заведения проводят дни открытых дверей, а раньше, в советское время, такого не было».

По хвалебным рассказам знакомого, отучившегося в Авиационно-техническом училище, юноша в 1982 году решил отправиться на обучение в г. Кирсанов Тамбовской области за тысячу верст. Домой приезжал не часто – раз в год. Связь с родными только через почтовую связь. «У нас там как в армии: форма, казарма. Строем всё. При окончании училища получил звание младшего лейтенанта. В армию уже не надо было идти», – поясняет Николай.

В 1985 году по распределению от Ленинградского управления гражданской авиации наш герой оказался в Вологде: «Хотел на Север, но в области недобор был».

Проработал недолго авиатехником по обслуживанию самолетов, узнав, что в Вытегре открылся аэропорт, перевелся сюда. «Был самый молодой, а сейчас… Все сокращения пережил. Первое в 1990-х. Затем второе. Третье… С сентября 2000 года после продолжительных увещеваний руководства, согласился исполнять обязанности начальника аэропорта… И задержался я в этой должности на целых 16 лет. Интересно было всегда, определенные трудности порой возникали, но мы с ними справлялись, благо коллектив меня поддерживал. С передачей аэропорта МЧС переведен в инженеры».

Чем сейчас занимается Николай Викторович? В основном следит за поддержанием порядка на ведомственной территории, чтобы посторонние не появлялись. В зимний период занимается расчисткой снега на спецтехнике. И, конечно же, встречает авиацию, по большей части вертолеты с санзаданиями и тренировочными занятиями спасателей по беспарашютному десантированию.

А как было раньше? На наш аэродром приземлялись обычно самолеты Ан-2, Ан-28, Л-410 и Як-40; вертолеты Ми-2 и Ми-8. Будучи авиатехником, Николай прежде встречал и осматривал их. После чего выписывал карту-наряд, делал отметку в журнале регистрации прилета-вылета и при необходимости осуществлял заправку. И, безусловно, принимал участие в координации взлета воздушного судна: «На запуске смотришь, чтобы все три двигателя завелись. Вначале вспомогательная силовая установка срабатывает, затем двигатели по очереди. Об этом надо проинформировать пилота, показав определенную команду. Если самолет Ан-2 оставался на аэродроме, то в мои обязанности входило его обслуживание: зимой снег обмести, при перепаде температур произвести противообледенительную обработку, подогреть и запустить двигатель, чтобы экипаж придя на судно, рассаживал пассажиров и отправлялся в полет».

Так, например, длительность полета некогда до Вологды составляла 45 минут на Як-40 и 2 часа на Ан-2 с одинаковой стоимостью билета. Да и с билетами не всё так просто. Достать их было очень трудно. Советский дефицит и здесь проявился. Часто знакомые просили Николая Викторовича как сотрудника аэропорта подсобить в этом деле. Правда, от него ничего не зависело: бронь облкома, райкома контролировал начальник.

Со временем и рейсов стало меньше, а зимой аэропорт и вовсе на консервацию уходил. Наступал авиационный упадок на Вытегорской земле. Автомобильная доступность возрастала. Если сравнить, какой поток воздушных судов проходил через наш аэропорт в советское время и сейчас, то цифры говорят сами за себя. Раньше было по 5-6 вылетов в день, порядка 180 в месяц и более 2000 в год. А сейчас? За весь период работы, то есть с 2017 года, аэродромный комплекс принял 89 единиц авиации!

Об увлеченности и отношении нашего героя к своей трудовой деятельности говорят его слова: «Столько лет отработано. Затягивает. Можно было и уйти, но в итоге я остался один. Скучно не бывает. Сидеть не сидишь. Работа найдется. О прилете вертолета меня предупреждает диспетчер Производственно-диспетчерской службы предприятия из Вологды. Встречаю всегда. Даже в выходной и отпуск». Стоит отметить, что Николай Викторович за достигнутые трудовые успехи был награжден в 2013 году благодарностью и юбилейной памятной медалью «90 лет гражданской авиации РФ» Министерства транспорта Российской Федерации, а в 2017 году – Почетной грамотой Губернатора Вологодской области.

В часы досуга наш герой увлекается техникой. Когда-то и скотину держал, сейчас остались только куры. Учитывая, что живет Николай в своем доме, хлопот хватает. После работы дров принеси, снег убери, печи стопи, а там уж время ужина подошло, да и до сна недолго. Супруга нашего героя кошатница заядлая: в семье три кошки и кот. Николай же, как собаковод, занимается уходом за кавказской овчаркой.

На приусадебном участке инженера разбит огород: множество грядок и три теплицы под пасленовые.

Свой подход у героя и к заготовке древесины на зиму: «Дровами надо бы сейчас заняться. Сезон подошел. Сколько живу, никогда не покупал. Всё сам».