Основанный – на камне?

«И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне». (Матф., 7:25)

На самом красивом и высоком месте Вытегры в конце 18 века началось возведение Сретенского храма. Но, видимо, на песке возводили оплот духовности строители: здание пустило трещины, и его пришлось разобрать.

Стали возводить второй храм: гранитный фундамент заложил викарий Санкт-Петербургской епархии, преосвященный Палладий. Четыре года, средства благотворителей (в их числе были купцы Павел Рулев и Андрей Игнатьев), труд строителей, финансовая и моральная помощь горожан понадобились для того, чтобы на Красной горке куполами в небо устремился собор, на этот раз построенный, видимо, на камне. Произошло это в 1873 году в столетний юбилей Вытегры.

И дожди, и реки, и ветры с той поры обрушивались на православную церковь. Выстояла. Пришел 1917 год. Храм был опустошен, разграблен, лишен колоколов и крестов, но – выстоял. С 1926-го он стал хранителем истории народа, вместив в свои стены экспозиции краеведческого музея.

Началась еще одна эпоха. Рухнули социалистические идеалы. А что же храм? Выстоял. Начиная с 1998 года, здание частями передавали православному приходу. В начале нового тысячелетия его вновь увенчали кресты. В 2013-ом надлежащим образом оформлены все документы на землю и строения, на храме установлены леса и начаты реставрационные работы.

Неукротимое беспощадное время по-прежнему посылает на собор безжалостные дожди и ветры. Здание нуждается в реставрации. Работы ведутся с переменным успехом. По словам главы района Александра Зимина, достигнут серьезный результат в этом направлении.

— На средства благодетелей изготовлена проектно-сметная документация, и, что крайне важно, получено разрешение Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области, без этого нельзя проводить абсолютно никакие работы на объекте как памятнике культурного наследия регионального значения.

Вытегоров очень волнует состояние храма, высказывается масса претензий и в адрес местной власти. Но здесь нужно понимать, что объект находится в собственности Русской православной церкви, поэтому направлять средства бюджета на его ремонт мы не можем.

 Расчет только на внебюджетные источники, иначе говоря, заняться нужно «всем миром» — привлекать пожертвования бизнеса, неравнодушных граждан, как и было всегда на Руси.

Но храм – это прежде всего не твердые камни строения, а нежные любящие сердца верующих. Богата ли ими земля вытегорская?

Настоятель прихода Сретенского храма сетует на значительное уменьшение количества прихожан. Основную причину он видит в ограничениях, связанных с пандемией, которая, к счастью, теряет свои силы. Отец Александр понимает – насильно в храм никого не приведешь: «невольник – не богомольник», но надеется, что скоро прихожан станет больше.

Для верующих собор – дом молитвы, святыня, место общения с Богом. Для неверующих – великий памятник архитектуры, хранитель истории, культуры, а значит, и души русского народа. Сможем ли мы его спасти всем миром?