От мастера сплава до руководителя Белоручейского рудоуправления

Сергей Сютьев: «Знания и опыт студенческой жизни помогли в достижении личных и профессиональных целей». / Фото из личного архива Сергея Сютьева.

Когда лес кругом, о выборе профессии долго не размышляешь и идешь в соответствующую отрасль. Так поступил и наш герой Сергей Сютьев.

Уроженец деревни Конецкая чувствовал неразрывную связь с родным краем, отчим домом, поэтому выбор первого профессионального учебного заведения пал на Вытегорский техникум.

Студенческие годы, вырвавшегося из семейного гнезда юноши, были насыщенными. Занятия спортом: боксом, штангой, гирями, баскетболом, укрепили дух и не единожды помогали выходить из сложных жизненных ситуаций. «В то время спортзала в техникуме не было, поэтому занимались мы в небольшом помещении, а порой и в школьном зале. И именно в тот период у меня возникла любовь к спорту», ‒ вспоминает Сергей Анатольевич.

Во время учебной деятельности жил Сергей в маленьком домике на Вянг-ручье у старенькой верующей бабушки. По вечерам и выходным подрабатывал с друзьями, а на заработанные деньги посещал кинотеатр, дарил девушкам цветы и подарки, а себе приобретал спортивный инвентарь.

В советское время, как мы знаем, студентов ежегодно отправляли в колхозы для оказания шефской помощи. Вот и Сергей однажды оказался на уборке картофеля в д. Коштуги. «После напряженного трудового дня, ‒ вспоминает Сергей Анатольевич, доярки прямо на поле нам принесли с фермы молоко. Вкус и запах того теплого, парного запомнился навсегда».

Как и все студенты, наш герой испытывал трудности не только с неустроенностью быта и нехваткой финансовых средств, но и с посещением родителей на выходных в период бездорожья. Об этом Сергей рассказал с огорчением: «Нередко бывало так, что мы шли пешком 12 километров по грязи от деревни Рубеж до Конецкой, так как автобусы дальше проехать не могли».

О своих первых преподавателях Сергей Анатольевич отзывается тепло и уважительно: «Спасибо им огромное за труд и терпение, особенно Валентине Лантратовой, Александру Векшину, Игорю Зегниц и Валентине Максименко. Те знания, которые я получил в техникуме, очень помогли мне в жизни».

В первом ряду, в центре – Валентина Максименко, классный руководитель, преподаватель геодезии. В последнем ряду, третий слева ‒ Сергей Сютьев. / Фото из личного архива Сергея Сютьева.

Свою трудовую деятельность Сергей Сютьев начал в 1973 году в Ужельском лесопункте Ковжинского леспромхоза в качестве мастера сплава, подкрепив имеющуюся теорию практикой. Чем занимался новый сотрудник? Сортировкой сортиментов на воде, обвязкой их лебедкой в пучки и формированием сплоточных плотов. Как вспоминает Сергей: «В 17 лет мне доверили руководить коллективом сплавщиков леса в количестве 50 человек! Это был сложный, интересный и полезный период в моей профессиональной деятельности. Первым азам управления и организации производства, а также выстраиванию правильных коммуникаций в коллективе я научился у начальника лесопункта и бригадира.

Были такие ситуации, когда нужно было отстаивать свое мнение. Например, по наложению дисциплинарных взысканий за грубые нарушения трудовой дисциплины. В бригаде некоторые любили употреблять на работе «горячительные» напитки, что было для них нормой. Однако, я считал это недопустимым, так как был убежден, что пьяный работник на производстве подводит весь коллектив бригады и участка, а самое главное ‒ может травмироваться сам и травмировать других коллег по работе. Сопротивление было мощным, так как в их защиту вставал профсоюз и бригадир.

К счастью, меня поддерживал начальник лесопункта, и мы находили с ним взаимопонимание».

Отработал Сергей Анатольевич в Ужельском лесопункте пять месяцев до осеннего призыва в армию. Служа связистом в ракетных войсках, он много размышлял над дальнейшей своей профессиональной судьбой и уже там готовился к будущему развитию. К поступлению в ВУЗ.

После дембеля вернулся обратно в Ковжинский ЛПХ, а через некоторое время по рекомендации главного инженера поступил учиться на очное отделение в Ленинградскую лесотехническую академию. Успешно окончил Сергей Сютьев и данное учебное заведение.

Затем работал техническим руководителем Баботозерского лесопункта на заготовке леса, а в 1983 году по рекомендации начальника карьера Белоручейского рудоуправления перешел на работу в данную организацию. Нужны были новые знания…

И вновь Сергей Анатольевич оказался на студенческой скамье. В 1986 году он поступил на заочное отделение в Санкт-Петербургский государственный горный институт, а в 1993 году получил квалификацию горного инженера.

Пройдя ступени от мастера до начальника ПТО, в 1990 году назначили Сергея Сютьева директором БРУ.

«Главной целью для меня было ‒ доказать руководству Череповецкого металлургического комбината, что белоручейский известняк пригоден для производства стали, ведь для этого и был открыт рудник», ‒ отмечает Сергей Анатольевич.

БРУ хотели закрыть дважды: в 1993 и 2000 годах по причине низкого качества продукции и высокой себестоимости.

В 1993 году инициативу Сергея Сютьева, расчеты и обоснование строительства дробильно-сортировочного комплекса и порта по производству и отгрузке известняка поддержал главный инженер ЧерМК. БРУ развивалось дальше.

С 1997-го рудоуправление начало поставлять известняк в Череповец небольшими партиями на обжиг для использования в конвертерном цехе. Далее был сложный период перехода ЧерМК на собственное сырье для стали, которое частично не отвечало требованиям по качеству (влажность, примеси глины, замельчение) и технологии. Необходимо было кардинально менять подход в БРУ по улучшению качества продукции, а в ЧерМК по складированию, хранению, транспортировке и предобжиговой сортировке известняка. Новое руководство оказывало сопротивление данному процессу, поэтому в 1999 году было принято решение отказаться от использования белоручейских известняков.

В 2000 году вновь встал вопрос о ликвидации предприятия, так как себестоимость продукции стала выше конкурентов. Для разрешения ситуации, как вспоминает Сергей Анатольевич, организации удалось найти новых сторонних потребителей белоручейского известняка, повысить объемы добычи и уменьшить себестоимость до уровня ниже конкурентов, тем самым закрыть вопрос о ликвидации.

В 2006 году сменился главный инженер в ЧерМК, и вытегоры вновь вернулись к своей главной цели: поставлять известняк для производства обожженой извести. К тому времени был проведен ряд мероприятий, направленных на улучшение качества и снижение себестоимости известняка. Доводы БРУ были услышаны Череповецким руководством. Это был настоящий и безвозвратный прорыв!

Цель постепенной замены на ЧерМК всех покупных дорогостоящих известняков на белоручейские была достигнута.

Как заключил Сергей Сютьев: «За это время мне и всему коллективу БРУ удалось сохранить подразделение, рабочие места и развить производство добычи известняка с 0,5 до 2,5 млн тонн. В перспективе объемы будут только расти. Знания и опыт студенческой жизни, которые я получил в Вытегорском техникуме, меня сопровождали и помогали в достижении личных и профессиональных целей».