Отпустить меня не хочет родина моя

О деревне Каньшино и ее жителях

Деревня Каньшино. Уверена, немногие вытегоры слышали о такой, и где находится эта деревенька на карте нашего района, скажет не каждый. Дорога здесь заканчивается. За ней – бескрайние леса. Постоянно тут проживет восемь человек (официально зарегистрировано ‒ 7), дети и внуки навещают своих родителей да Надежда Красильникова в роли дачницы на выходные приезжает в отчий дом.

Маргарита Стафеева

Сегодня моей спутницей стала Маргарита Стафеева. Маргарита Юрьевна познакомила со своей родной деревенькой, рассказала о ее жителях, о проблемах, которые им приходится решать.Еще в начале семейной жизни молодые супруги Стафеевы получили от Андомского леспромхоза квартиру в п. Октябрьском, расположенном на противоположном берегу, напротив д. Каньшино. Когда не стало работы, семья переехала в Белый Ручей, но современный, развивающийся поселок не стал для них родным. «Живем там, а душа здесь, ‒ говорит Маргарита Юрьевна. – Пусть и квартира благоустроенная, и вода горячая-холодная, но была бы работа рядом с отчим домом, не задумываясь, уехали бы. Как только выйду на пенсию ‒ вернусь на малую родину». Да и за отца Маргарита Стафеева переживает, практически каждые выходные приезжает его навестить.

Старожил

Юрий Васильевич Нестеров – самый возрастной житель д. Каньшино – ему исполнилось 80 лет. В марте этого года ушла из жизни жена Юрия Васильевича Любовь Федоровна. Переживания не прошли бесследно – в апреле он перенес инсульт. «Он у нас молодец, оправился от болезни, но на наши уговоры переехать к кому-нибудь из детей – не соглашается, ‒ говорит с беспокойством Маргарита Юрьевна. – Здесь, говорит, ему лучше». Да и куда он из своего дома, в котором прожил всю жизнь, где вырастил детей, поедет: дом теплый, социальный работник помогает, дети навещают, да и соседка Надежда Красильникова (работает медсестрой в Вытегорской ЦРБ), когда приезжает, всегда зайдет ‒ тоже беспокоится о его здоровье. А теперь еще одна забота появилась у Юрия Васильевича – железо на крышу приобрел: «Вот крышу перекрою, чтоб детям не тратиться на лишние расходы, а там уж…»

Матюковы

Екатерина Владимировна родом из Саминского Погоста, Владимир Александрович – уроженец п. Октябрьский. В 90-е годы молодой семье дали квартиру, как говорит Екатерина Матюкова «четвертушку». Когда семья увеличилась ‒ подрастали трое замечательных дочурок, супруги задумались о строительстве дома. Участков на тот момент в Октябрьском подходящих не нашлось, и Матюковы решили строиться на противоположном берегу реки Самина, в деревне Каньшино. В 1996 году они уже оформляли документы на дом. Он получился большим, теплым, уютным и благоустроенным. Екатерина Владимировна и Владимир Александрович ‒ огромные труженики, и дом у них ‒ полная чаша. Всегда в семье было большое подсобное хозяйство. Да и сейчас у Матюковых корова, телята, овцы, индюки, курицы. Огромный огород, где растут всевозможные овощи, в теплице, помимо традиционных томатов, поспевают арбузы и дыни.Река, на берегу которой расположился гостеприимный дом, стала и работой для беспокойной хозяйки. Екатерина Владимировна ‒ надежный «часовой» ‒ наблюдатель гидрологического поста на Самене, относящегося к гидрологической станции Белозерск. Два раза в день, утром и вечером, в любое время года она измеряет уровень и температуру воды, ледовую обстановку на реке.
Владимир Александрович работает у индивидуального предпринимателя на местной пилораме. Но он в душе, как будучи школьницей, говорила одна из его дочерей, изобретатель, ‒ сам собирает технику, в автопарке есть любая, для всех случаев жизни и тракторок, и каракат, и сани на зиму, а сейчас изобретает картофелекопалку.
Дочери выросли, выпорхнули из родительского гнезда, вышли замуж, у каждой по двое детей. Теперь бегают вокруг заботливой бабушки неугомонные внучата: от птиц-охотников цыплят охраняют, контролируют рост арбузов, вот опять же велосипед нужно подремонтировать, в общем, дел у них предостаточно.

Приехал в гости и остался

Так тоже бывает. Иосип Брижевский (в деревне его все почему-то зовут дядя Юра) ‒ мурманчанин. Пригласил его в гости хороший знакомый – обещал показать красивую природу и организовать захватывающую рыбалку. Было это 32 года назад. Сейчас Иосипу Венедиктовичу 80 лет. «Ну, я вообще-то любитель природы и большой авантюрист, ‒ говорит он, ‒ принял приглашение, приехал в Каньшино и навсегда прикипел душою к этой деревеньке». Огород у мужчины большой ухоженный, между грядок с овощами цветы радуют яркими красками. «Когда внуки маленькие были, чтоб росли крепкими ‒ коз держал, ‒ говорит Иосип Венедиктович, ‒ ничего, нормальные ребята выросли».
Излишками урожая всегда делится с соседями. «Вот только тыкву в прошлом году никто не хотел брать, а уродилась такая ‒ девать было некуда, ‒ говорит Иосип Венедиктович. – Вот помню, как мама порежет тыкву мелкими кусочками, добавит немного пшена, зальет молоком и поставит чугунок до утра в печке томиться. На второй день достанет такую вкусную кашу с хрустящей корочкой – пальчики оближешь. А я экспериментировал с тыквой, дочка по интернету различные рецепты отправляла ‒ не получается у меня так».

Мост, улица, фонарь

Деревня Каньшино уютно расположилась в очень живописном месте, ее домики разбежались вдоль реки Самина почти на километр. Три фонаря на всю деревню – это очень мало, считают селяне, учитывая ее протяженность. Как нам сказали в администрации сельского поселения Андомское, с этим вопросом жителям необходимо обратиться к ним, написав заявление, оно будет рассмотрено и принято решение.
Куда сложнее обстоит ситуация с мостом.
Подвесные (правильное их название – висячие) пешеходные мосты – удивительны. Вот, например, как этот, соединяющий д. Каньшино с противоположным берегом реки Самина. Мост длинный – 90 метров! Под нашими шагами он начинает раскачиваться ‒ дух захватывает, покрепче держимся за перила. Вид с него открывается потрясающий, недаром сюда приезжают вытегоры, чтобы сделать красивые снимки.
Но романтика уходит на второй, а, может, и на третий план, когда подобный мост становится единственной переправой, соединяющей жителей деревни, можно сказать, с «большой землей». Сюда не может проехать ни служебный транспорт (деревня, например, никогда не видела дорожной техники ‒ дорог здесь попросту нет – только тропинки), ни личный (свой немногочисленные жители оставляют на другом берегу). Летом еще ничего, а зимой – не одну тонну снега перекидают селяне, чтобы расчистить дорожки, ведущие к мосту и сам мост.
«Был когда-то, в годы моего детства, и здесь автомобильный мост, ‒ вспоминает Маргарита Стафеева. – Однажды его с огромным треском унес сильный ледоход. С тех пор ‒ только пешеходный».
Проблемой становится доставка всего тяжелого или крупногабаритного. Вот, например, понадобился ремонт печи так необходимой в деревенском доме, сколько раз Лидии Тулкиной пришлось перейти мост, перевозя на тачке мешки со смесью для кладки – считать устала.
Самым сложным для жителей Каньшино остается заготовка дров. Раньше зимой специально намораживали ледовую переправу на реке, но этот процесс трудоемкий и не всегда оправданный. Теперь дрова пытаются заготовить летом, когда река мельчает.
«Мы уже третий год обеспечиваем жителей деревни Каньшино дровами. Реализуем их по себестоимости, только чтобы окупить заготовку, ‒ говорит индивидуальный предприниматель Оксана Тулкина. ‒ Возим только летом, хорошо, что заготовка приходится на это время года, ждем, когда уровень воды снижается. Вот в прошлом году воды в реке было много, поэтому были вынуждены выгружать лес на одном берегу, а с ее уходом – снова загружать на лесовоз и перевозить в деревню.
В этом году всем успели привезти дрова, – продолжает Оксана Владимировна. ‒ Конечно, зимняя заготовка предпочтительней летней – эти дрова быстро подсыхают, на них попадает песок – создаются трудности при пилении, но другого варианта, к сожалению, нет.
Заготавливать лес недалеко от п. Октябрьский мы будем и в будущем году ‒ количество арендуемых нами площадей позволяет, дровами жителей обеспечим. А что будет дальше? Конечно, придут другие лесозаготовители, но не каждый готов технику вброд отправлять».
Когда нет у населенного пункта автомобильного сообщения – это беда для его жителей. Конечно, они подстраиваются под создавшиеся условия, и некоторые говорят: «Жили столько лет без моста и еще столько же проживем». Но был бы мост, может и больше людей жило в этом красивом месте, дети вернулись в родную деревню, тем более желающие есть, их только останавливает отсутствие переезда через реку.

Место силы

И все же деревня Каньшино – удивительное место. Ее жители не готовы поменять ни на какие блага цивилизации свой дом, свою речку, этот воздух. Дети, давно покинувшие отчий дом, любую свободную минутку стараются провести здесь, в милом сердцу уголке. Здесь особый мир, в котором и праздники отмечают вместе и в последний путь провожают всей деревней.
Возможно, вода здесь какая-то волшебная?
Уже попрощавшись, вдогонку, Иосип Брижевский задал мне вопрос: «А знаете, почему у нас хорошо?» «Почему?» ‒ спрашиваю. «Деревенька небольшая, нет здесь ни шума, ни пыли, рядом лес грибной и ягодный, рыбалка. Только время надобно на всё», ‒ ответил тот, для кого этот уголок Вытегорского края стал бесконечно родным.