Прапорщик в юбке

О том, как волею судьбы Анна Яшева стала военнослужащей
«Служба медом не казалась, – говорит Анна Яшева, – стрелковая подготовка, боевые учения, марш-броски…» / Фото из семейного архива.

Женщина-военный сейчас это не такая уж и редкость, а лет двадцать тому назад на службу в вооруженные силы поступали единицы. Сегодня речь пойдет об одной из них – Анне Яшевой, прапорщике в отставке.
Давайте познакомимся с ней поближе и в ходе диалога узнаем секрет выносливости и твердости характера этой хрупкой на вид женщины.
Анна Васильевна, расскажите нашим читателям немного о себе. Где вы родились, откуда ваши предки?
– Местом моего рождения является деревня Антоновская (одна из деревень, входящих в состав Сяргозеро), расположенная в непосредственной близости с озером. В трехлетнем возрасте мои родители приняли решение поменять место жительства, так я оказалась в небольшом северном городке, расположенном в Мурманской области. Мама работала в детском саду, а папа — на стройке. Кроме меня в семье был старший брат Николай и младшая сестра Людмила. Родители воспитывали нас на собственном примере – в семье царили спокойствие и уют.
А после переезда вашей семьи связь с малой родиной сохранилась или закончилась записью в свидетельстве о рождении?
– На малой родине осталась моя тетя с семьей, бабушка Анна Степанова, которая в конце мая приезжала за нами, и мы всё лето проводили в деревне. Какое это было огромное счастье: просыпаться утром под пение птиц, завтракать парным молоком с куском свежей ароматной булки. Потом, конечно, необходимо было помогать по хозяйству: пололи грядки с овощами, пасли телят. А во время сенокоса собирались всей семьей, и у каждого была своя обязанность, кто шевелил сено и сворачивал в валки, кто складывал в копны. Мужчины метали сено, формируя стог. А мне доставалась самая почетная миссия – я стояла на стогу и принимала сено, одновременно его утаптывая.
Когда выдавались свободные дни, пропадали на озере. Катались на лодках, ловили на удочку окуней, загорали, купались до посинения губ, потом разводили костры, пекли в золе картошку и пели песни. И в тот момент не было на свете никого счастливее нас.
Вечерами собирались в клубе-читальне. Литература была и есть важной частью моей жизни. Поэтому я, наверное, и выбрала специальность – библиотекарь. Вышла замуж, появились дети – Костик и Катюша, жизнь шла своим чередом.
Почему вы кардинально изменили свою жизнь, свою профессию?
– Просто я оказалась в трудной жизненной ситуации, без мужа, с двумя детьми. Приведу слова Конфуция: «Не стоит бояться перемен. Чаще всего они случаются именно в тот момент, когда они необходимы». Предприятий в небольшом городке, где мы жили, было немного, но рядом находилась воинская часть. В девяностые годы прошлого столетия страна переживала экономический кризис, повсеместно задерживали заработную плату, а у военных выплаты были своевременными, кроме того в условиях сплошного дефицита товаров – выдавали продовольственные пайки. Подумала и решила оставить свои документы, прошла медкомиссию и стала ждать ответ. Вскоре позвонили и после прохождения обучения присвоили звание прапорщик по охране важного государственного объекта. В обязанности входила проверка документов и пропуск сотрудников предприятия через КПП, досмотр транспорта, охрана режимных помещений. Смены были по 12 часов. Приходили на час раньше, чтобы получить оружие, и около часа уходило на то, чтобы сдать боекомплект. Сдавали нормативы по физподготовке. Поднимали по тревоге: вооружались пистолетами и автоматами, надевали химзащиту, далее следовал марш-бросок на 5 км, окапывались, а потом следовали команды – Вспышка слева! Вспышка справа! Огонь!
Занимались стрелковой подготовкой на полигоне. Выезжали на боевые учения, метали гранаты.
В общем, служба не казалась медом.
Через 14 лет и 6 месяцев, при достижении предельного возраста, уволилась в запас.
Анна Васильевна, случались или нет за время службы курьезные ситуации?
– Да, конечно, без этого не бывает, до сих пор не могу вспоминать без смеха одну. Дело было поздней осенью, на улице было не так холодно, а мы уже переведены на зимнюю форму одежды. Наш взвод подняли по тревоге, получили команду выдвинуться в сторону лесополосы и на два километра углубиться в лес. На мне был одет зимний бушлат, поверх него костюм химзащиты, на голове шапка-ушанка, а сверху каска, вооружена боекомплектом (пистолет и автомат), а за плечами был рюкзак, как его еще называли «тревожный».
Прибежали, поступает новая команда – «Окопаться и занять боевую позицию!» (Окопаться – это значит выкопать окоп, глубиной до 60 см, для стрельбы из положения лежа). После бега по пересеченной местности я еле дышала, лицо было пунцовое. В этот момент поняла, что силы мои на исходе, копать уже не смогу, увидела большой камень и, собрав волю в кулак, его отодвинула. Сама упала на землю, положив голову в ямку, лежу, еле дыша, жду новую команду. До меня доносится голос командира – Это чья там … торчит? Докладываю – «Прапорщик Яшева!»
– Яшечкина, ко мне!
Кое-как докладываю: «Прапорщик Яшева прибыла!»
Командир, увидев мое состояние, дал команду: «Женщинам военнослужащим вернуться в расположение части и там ждать окончания учений».
После увольнения в запас Анна Васильевна вернулась на свою родину и теперь проживает в Вытегре.