Рано взрослели мальчишки

Мина Горбунов: «Мы должны помнить о подвиге советского народа»

Мина Горбунов: «Благодарен судьбе, что мы победили». / Фото Марии Устиновой.

Тому, кто вырос в мирное время, сложно даже представить все ужасы военной поры. Познал их, как и многие мальчишки той поры, ветеран Мина Горбунов, которого, не обошла стороной Великая Отечественная война:
– Мне было 10 лет, когда фашистская Германия напала на Советский Союз, – вспоминает ветеран. – Вся страна, в том числе и Вытегорский район, перешла на военное положение. В 1942 году финны начали совершать налеты на Вытегру. Были жертвы. Сам помню прощание с погибшими моряками, покоящимися в Кировском сквере. Видел, как с Онежского озера притащили разбомбленную баржу, перевозившую муку.
Без отца я остался в 1939 году, а в 1942 году потерял и маму. Брат Авенир простудился на лесозаготовках, заболел воспалением легких и умер в 1943 году. Старший, Геннадий, ушел на фронт в 1942-ом. В письмах писал, что учится на бойца-истребителя фашистских танков. Воевал в Прикаспийских степях, был ранен в 1943 году и попал в госпиталь в Саратове. Последнее письмо пришло после выписки, в котором говорилось, что едет на фронт в направлении Белгорода. Возможно, участвовал в Курской битве. Больше никаких вестей от него не получали – пропал без вести. Старшая сестра Лариса работала на транспорте. Благодаря её участию меня взяли помощником кочегара на буксир «Ижорец-47», одного их двух пароходов Вытегорского порта, пришедших из занятого финнами Петрозаводска. «Ижорец-47» доставлял грузы, в том числе боеприпасы, тем самым оказывая помощь морякам Онежской Флотилии. С осени 1943-го и до весны 1944-го буксир зимовал в п. Шала (Республика Карелия). Линия обороны проходила по берегу Онежского озера от с. Ошта до г. Повенец. Во время зимовки пароход готовили к навигации.
Помню, как уже после снятия обороны, в 1944 году, финский самолет сбросил на наш буксир сразу пять бомб. Один снаряд упал возле борта, второй – за кормой, остальные – дальше. Вооружения на буксире не было. Два пулемета поставили лишь перед самым снятием Оштинской обороны.
Началась работа без войны, тащили буксиром большие плоты из Карелии в Вознесенье.
В 1944 году, после окончания навигации два года учился в школе юнг в г. Череповец. В 1946 году поступил на учебу в ремесленное училище связи в г. Павловск Ленинградской области.
Далее была срочная служба в Советской Армии. Служил в парашютно-десантных войсках Эстонской дивизии в дивизионе самоходных установок АСУ-57 в г. Псков. За год службы совершил пять прыжков с парашютом, был назначен командиром самоходной артиллерийской установки. Дивизион был расформирован и моя дальнейшая служба проходила в г. Гусев Калининградской области, в Прибалтийском округе, в танковом полку, оснащенном Т-44. Закончил службу в звании сержанта и в должности командира СУ-100.
После демобилизации вернулся на родную землю и работал на строительстве Волго-Балтийского канала. Общий трудовой стаж составляет 52 года, 33 из которых работал водителем в Северном леспромхозе.
Я благодарен судьбе, что остался жив, что мы победили. У меня хорошая семья, дети, внуки, правнуки. И все мы должны помнить о подвигах советского народа, о том, какой ценой было завоевано наше счастье и не допустить, чтобы кто-то переписывал историю нашей страны – России.