Удивительной души человек

Сто лет. Много ли это? Конечно, если представить, как изменилась жизнь вокруг за один земной век. И как же интересно разговаривать с человеком, возраст которого составляет трехзначное число – 100 лет. С такой удивительной женщиной свела меня журналистская судьба в преддверии ее замечательного дня рождения.

Евдокия Швецова родилась 14 декабря 1919 года в деревне Павличево Мяксинского района (ныне Череповецкий район). Ее родители Анна Максимовна и Василий Григорьевич Швецовы были колхозниками. В семье появились на свет восемь детей.

Евдокия Васильевна с детства привыкла к труду. Окончив семилетку, уехала из родного дома под Ленинград, поступила в сельскохозяйственный техникум. «Денег мне родители дали только на дорогу в одну сторону, а потом помогать не могли. Я училась на отлично, получала повышенную стипендию, поэтому справлялась сама», – рассказывает женщина.

Получив специальность «агроном», в 1939 году молодой специалист по распределению приехала в Винницы Ленинградской области. Когда началась война, Евдокия Васильевна стала работать в эвакуационной комиссии в п. Озёра. «Я расселяла людей, эвакуированных из Ленинграда, рассчитывала для них ежедневный паек – 500 граммов хлеба на взрослого, 250 – на иждивенца, щепотку сахара. Люди оставались в п. Озёра, других деревнях, а некоторых, кому места не хватало, отправляли машинами дальше – в Бабаево, а потом они на Урал уезжали», – вспоминает о нелегких временах женщина. Она рассказала, что в первый год – зимой 1941–1942-го – жилось очень сложно, еды совсем не было, военные помогали, чем могли, делились своим пайком. А потом они с подругой-учительницей, с которой вместе жили на квартире, нашли где-то семян, засадили огород, вырастили на зиму свои овощи.

«Особо запомнился мне такой случай: прибыла новая партия эвакуированных. Смотрю, идет женщина, Елена Григорьева, так ее звали, с ней рядом двое ребяток, еще двое на санках, а одна, самая младшая – девочка Лида, младенец совсем, к груди привязана. Я их к себе на квартиру жить взяла. Привела, достала картошки. Говорю: «Вари и ешьте». А она: «По полкартошинки на человека можно взять?» Я ей объяснила, что можно целый чугунок сварить и наесться досыта, да еще и хлеба дала. Так они с нами и прожили в войну, а потом Елена Ивановна уехала с детьми обратно в Ленинград, там у них была своя квартира. Но всю жизнь мы продолжали общаться, и всегда у них останавливались, когда бывали в Ленинграде, а после смерти Елены еще долгие годы общались с ее дочерью Лидой, – поделилась с нами историей Евдокия Васильевна, а случаев таких в ее памяти хранится много. – Часто на квартиру, где мы жили, подселяли солдат. Придем домой, а там полно незнакомых мужчин. Спят и на полу, и на печи, и на лавках. А мы не знаем, как нам и перешагнуть их, спящих, чтобы к себе в комнатку пройти».

После войны Евдокия Васильевна вернулась в Винницы. Работала главным агрономом в колхозе, совхозе, в разных хозяйствах. Вместе с ней жила ее мама Анна Максимовна, переехавшая из Череповецкого района после смерти мужа, племянник Герман, (отец которого, брат Евдокии Васильевны, погиб, а мама воспитывала еще двоих детей), и ее дочь Вера.

Евдокия Васильевна всегда была на хорошем счету. Ее как отличного специалиста дважды отправляли на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москву. Одним из ее достижений была кукуруза, выращенная на северных полях по настоянию Никиты Хрущева. Довелось ей поработать и заведующим районным земельным отделом (РайЗО), и секретарем райисполкома по Винницкому району, и ответственным за технику безопасности в леспромхозе. Но все же основной ее трудовой путь связан с сельским хозяйством.

Евдокия Васильевна в полях кукурузы.

«В нашем хозяйстве, образованном из восьми колхозов, которым я руководила, было 800 коров. Надои соответствующие. Молоко мы сдавали государству и получали за это деньги. Потом стало сложно. Приходилось в долг сдавать: молоко отдадим, а денег не получаем. А потом и вовсе не стали брать на переработку. Секретарь райкома приказывает: «Продавай!» А кому в деревне в те годы продашь молоко, да еще в таких количествах?! У всех коровы свои были, – рассказывает Евдокия Васильевна, и видно, что до сих пор, вспоминая, женщина переживает за свое хозяйство. – А люди вокруг жили хорошие. Большой проблемой было, уйдя далеко от дома на колхозные поля, пообедать. Со временем мне стали местные жители из далеких деревень предлагать помощь. Почти в каждой деревне был у меня такой дом, куда я могла зайти, отдохнуть и поесть, даже если хозяев дома не было. Я знала, что где у людей хранится, где посуда, где ключи, где что. Мне доверяли». Ну а Евдокия Васильевна, в свою очередь, всегда привечала знакомых из дальних деревень, которые не успели к ночи домой добраться, брала на ночлег. Уже выйдя на пенсию, всё ходила в знакомые места за грибами и ягодами в компании знакомых. Ее легкий нрав и общительность собирали вокруг множество друзей.

В 2001 году Евдокия Васильевна переехала в Вытегру, где долгие годы проживает ее дочь Вера Разумова. Сначала пожилая женщина жила одна, теперь – вместе с дочерью. Ее единственный внук Евгений часто приезжает проведать, а правнуки Станислав и Василиса души не чают в прабабушке.

На вопрос о том, в чем секрет ее долголетия, в свой сотый день рождения Евдокия Васильевна, улыбаясь, ответила: «В постоянном движении. Я всю жизнь много ходила. Зимой – на лыжах, летом – на велосипеде. На лошади верхом много ездила. По колхозным полям по сорок с лишним километров в день нахаживала. Приду домой – ног не чувствую. А пойду на речку, искупаюсь, поем – и вроде как усталость прошла. И бегу в клуб на танцы!». Вот так-то! Энергии этой замечательной женщине не занимать. До сих пор, в своем мудром возрасте, она старается помочь дочери с домашними делами. Например, глажка белья – это ее дело. Правда, женщина из-за полученной травмы самостоятельно не ходит, но сидя старается делать все.

Сохранила она и живой интерес ко всему происходящему: смотрит новости, может пересказать то, что видела, будь то политика или экономика. Знает наизусть множество стихотворений, которые легко и с удовольствием рассказывает. Замечательная память и жизненный опыт вылились в удивительный талант: Евдокия Васильевна пишет стихи. Но не на бумаге, а в голове. То есть сочиняет, не записывая их. Был ли этот талант у Евдокии Васильевны всегда, родные не знают. Ее дочь, Вера Николаевна, говорит, что заметила, что мама читает свои стихи и впервые спросила у нее об этом лишь десятилетие назад. Современная техника позволяет делать диктофонные записи, чем активно пользуются в семье, сохраняя творчество близкого человека. И это поразительно, когда пожилая женщина читает свои стихотворения по памяти. Это целые поэмы о жизни, любви, работе, интересных случаях, произошедших с ней ранее. Каждая строка наполнена глубоким смыслом и пониманием жизни и мира, дружбу с которыми Евдокия Васильевна ведет уже целый век.

 

Евдокия Васильевна отметила 14 декабря столетие!