Я счастливый мальчишка своего детства

В нём, под скафандром космонавта, спрятался великий педагог. Разговор, который сложился у Героя России Федора Юрчихина, совершившего пять полетов в космос, с воспитанниками кадетской школы «Корабелы Прионежья» мало напоминал поучительный рассказ. Это был умело управляемый гостем диалог, несмотря на то, что вопросы ребят, а затем и присоединившихся к ним взрослых, хоть и соответствовали общей теме, были очень разноплановыми.

На вопрос журналиста «Ради чего годы сложнейших тренировок, жесточайшей самодисциплины, что там в космосе?» Герой России Федор Юрчихин ответил так: «Первый же вид Земли из космоса перечеркнул всё, что для меня было тяжело, сложно. Удовольствие от того, что ты исполнил свою мечту, не сравнимо ни с чем, и что эта мечта имеет продолжение и продолжается».

О Юрии Гагарине

– Кем для вас является Юрий Гагарин?

– Он мой кумир с детства и на всю жизнь. А у вас есть кумиры?

– Мой отец. Арнольд Шварценеггер. Герой России Юрий Воробьев.

– Мне было два года, когда Юрий Гагарин совершил подвиг. В сопливом босоногом детстве «Гагарин» значило для меня – победитель, чемпион. И я хотел быть Гагариным, хотел побеждать. Ближе к школе, лет в 5–6, пришло осознание того, что это человек, который полетел в космос. Я прочел множество книг о Юрии Гагарине. Уже во взрослом возрасте ко мне пришла третья его ипостась: на него свалилась вселенская слава, а он остался прежним Юркой, как называли его друзья. Этот его человеческий подвиг для меня даже выше, чем профессиональный. Я за своим героем иду до сих пор. И вам желаю найти себе героя, за которого потом не будет стыдно».

Господь услышал

Все мы знаем известную фразу Юрия Гагарина «Поехали?». Есть ли у вас любимая фраза? И о чем вы думаете, когда летите в космос?

– Со времен первого полета человека в космос все российские пилоты произносят знаменитое «Поехали!», и до сих пор это никому не набило оскомину. Как и звучание при выходе из гостиницы перед стартом песни «Трава у дома», и просмотр накануне кинофильма «Белое солнце пустыни», и дружеский, но весьма болезненный пинок «для ускорения». Всё это традиции, складывавшиеся годами.

О чем думаю, когда лечу в космос? Мой первый полет был в качестве российского члена экипажа на шатле «Атлантис». Вся моя семья присутствовала на старте. В памяти была катастрофа с «Челленджером», взорвавшимся на старте. Я попросил у Господа, чтобы мои такого не увидели. И он меня услышал.

Я полетел в космос поздно, в 43 года. Вы помните, сколько было Юрию Гагарину? Правильно, 27. А кто был самым молодым космонавтом? Герман Титов, ему исполнилось 25. А я до 43-х не мог пройти медкомиссию. Видимо, не был готов психологически. Сказать, что радовался, как мальчишка, не могу. Понимал, что наконец-то сбывается то, к чему я шел. Для меня важно было сделать этот шаг. Пусть он был коротким – чуть менее 11 суток, как говорится «по усам текло, в рот не попало», но возможно, благодаря этому я в профессии так долго.

Мужская работа

– Сложно работать в открытом космосе?

Мне повезло: девять выходов в открытый космос. Каждый помню. Если будете в Москве, обязательно посетите павильон «Космос» в центре космонавтики и авиации на ВДНХ. Там есть прибор: засунув руку в настоящую выходную перчатку, вы сможете ощутить, что это такое работать в открытом космосе. Попробуйте согнуть хорошо надутый длинный воздушный шарик. Рукава, ноги в мягкой оболочке – такие же воздушные шарики. В локте и плече скафандров есть шарниры, которые помогают двигаться. А вот сжимать кисть – очень сложно. Кроме того, чтобы посмотреть в сторону, повернуть отдельно голову нельзя, только все тело. Это настоящая мужская работа.

Женщина на корабле

– Вы сказали, что космос – это мужская работа. Что там делают женщины?

– Женщине всегда интересно, что делает мужчина. И ей это надо попробовать на своей шкуре. Потому они и на рыбалку ходят, и под парусами по Онежскому озеру, и в космос летают.

Инопланетные встречи

– Что-то привлекало ваше внимание при выходе в открытый космос?

– Конечно, я видел, например, что неправильно завязан или вовсе отвязан кабель. Или тебя интересует что-то вроде зеленых человечков?

– Да, зеленых человечков.

– Представь себе Солнечную систему. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер… Есть жизнь? – Нет.

– Значит, жизнь где-то в глубинах космоса. Ближайшая к Солнцу звезда Альфа Центравра. Сколько до нее расстояние? Четыре с небольшим астрономических года, то есть время, за которое свет со скоростью в 300 тыс. км/сек. ее достигнет.

– Человек куда пока долетел?

– До Луны.

– Свет достигает Луны за несколько секунд. Почувствуйте разницу между нами и ими, если бы они к нам пришли! Это другой уровень цивилизации, другие технологии. Я знаю только одну планету, где есть живые разумные существа. И всю свою историю они уничтожают друг друга, разрушают города. Что это за планета?

– Земля.

– Так насколько мы хотим такого контакта? Готовы ли мы к нему? И с какими мыслями мы к нему придем?

Полет на Марс

– Будет полет на Марс?

– Будет, но не сейчас. Считаю, что полеты на Марс возможны только раз в два года, когда есть небольшое окошечко, несколько недель.

– Почему?

– За какое время Марс делает оборот вокруг солнца? За два земных года. То есть только раз в два года Земля и Марс оказываются на максимально близком расстоянии. Маленькому аппарату понадобиться 6–7 месяцев, чтобы долететь до Марса (чем тяжелее корабль, тем дольше путь). Что будет с Землей за это время? А с Марсом?

Что такое два года для человека вне зон магнитных поясов Земли, предохраняющих нас от галактической радиации и тяжелых ядер? Сегодня все космические аппараты находятся под защитой нашей планеты… А к Марсу мы обязательно пойдем. Возможно, что среди вас есть тот, кто примет участие в этой экспедиции.

Обед по расписанию

– Какие вкусы в тюбиках?

– Обычные тюбики – это миф, давнее прошлое. Сегодня я беру тюбик с надписью «Курица», выжимаю капельку на космическую тарелку, кладу в космическую печь на определенное время и достаю курицу. Да или нет?

– Нет!

– Тюбики – это большая легенда космоса. Они были только на первом этапе. Сегодня вся еда, кроме чая и кофе, сублимирована (обезвожена). Берем пакет, через специальный клапан добавляем горячую воду (в соответствии с размещенной на пакете инструкцией), оставляем на необходимое время и получаем… харчо, борщ, пюре с жареным луком, пюре с шампиньонами… Более 500 наименований. Есть еще консервные банки для определенных продуктов. От голода в полете не умрете точно. А космические технологии сегодня используются, например, подводниками, потому что сублимированные продукты – это очень удобно.

Немного о гигиене

– Как вы чистите зубы на орбите?

– Вам смешно, а нам грустно. Чистить надо? Надо. Сплюнуть можно? Нет. Промыть можно? Нет. У нас такая же щетка: не космическая, земная. И точно такой же тюбик. Выдавливаем немного пасты, чистим и выплевываем в использованное вчера и уже высушенное специально для этого влажное полотенце. Что плохо стало? Это прелести космоса…

Нештатная ситуация

А какие бывали с вами нештатные ситуации в космосе?

– Нештатными ситуациями являются пожар, разгерметизация и токсичные вещества в атмосфере станции. В одном из полетов из-за плохой работы клапана у нас произошла разгерметизация, мы ее ликвидировали. В 2007 году во время спуска пришлось перейти на резервные системы, испытали повышенные перегрузки. Но самый неприятный случай был, когда все компьютеры на российском сегменте станции остановились, и мы никак не могли их запустить трое суток, все штатные средства, в том числе и контроль за атмосферой, отключились.

Нештатные ситуации проходят, а жизнь продолжается. И мы выходим из них победителями. Так должно быть всегда.

Межнациональный неконфликт

– Сложно ли работать в межнациональном экипаже?

– Мы пришли в эту профессию сами, нас сюда не загнали. Жизнь каждого члена экипажа зависит от другого. Это, наверно, создает особую атмосферу. В космосе нет места политике.

Однажды мы даже обсуждали: построить бы огромную станцию, заслать туда всех политиков и оставить, пока они там не договорятся…

Космонавты – последние герои, которые показывают всему миру, как нужно работать вместе. И с каждым годом у меня все больше уверенности, что последними и останутся. И зависит это от многого. Включаем сегодня телевизор, открываем интернет, а там и они, и мы об угрозе третьей мировой войны. Меня бабушка учила не думать о плохом, потому что мысли материализуются. Юрий Гагарин завещал нам беречь Землю. Давайте следовать этому завету!

И не только это пожелал всем Герой России Федор Юрчихин: «Задача каждого человека, и это не зависит от возраста, – найти формулу своего счастья. Иногда читаешь: счастье – это когда тебе ничего не надо. Не совсем с этим согласен. Я счастливый мальчишка своего детства: мечтал стать космонавтом и стал им. Но мне мало, хочется еще и еще. Поэтому я счастлив. Найдите и вы формулу своего счастья. Я желаю вам иметь свою мечту, не поймать, как в сказке жар-птицу, а пропустить через себя, определить цели, во имя чего вы хотите жить дальше».